МБДОУ детский сад "Теремок" с. Александров- Гай...

Меню сайта
Категории раздела
полезные ссылки [1]
это интересно
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 297
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2013 » Июль » 31 » Организация игровой деятельности дошкольников в условиях реализации ФГТ
21:27
Организация игровой деятельности дошкольников в условиях реализации ФГТ

Современная система дошкольного образования претерпевает существенные изменения в связи с принятыми в 2010 году ФГТ (Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования).

         Одно из изменений касается спектра детских видов деятельности. Так, с середины     ХХ в. основными видами деятельности детей дошкольного возраста считались учение, игра и труд.

         Однако жизнь ребенка не может быть ограничена только этими занятиями, поэтому сегодня в качестве детских видов деятельности определяют игру, труд, общение, чтение художественной литературы, продуктивную, познавательно-исследовательскую, музыкально-художественную и двигательную деятельность. Таким образом, игре, как и прежде,  отводится особая роль.

         Игра создает зону ближайшего развития и сама выступает источником развития. Еще Л.С. Выготский подчеркивал, что «через игровую деятельность и движется ребенок. В этом смысле она может быть названа ведущей, так как определяет развитие».

Но ведущей выступает не игра вообще, а особая ее разновидность – сюжетно-ролевая игра. Ее ценность заключается в том, что она оказывает влияние на процесс становления отдельных психических функций (мышления, памяти, речи, внимания, воображения), некоторых видов деятельности (конструктивной, изобразительной, познавательной, общения).

Не случайно образовательная область «Социализация» в ФГТ построена именно на игре.

         Сфера социальной жизни – основное содержание детских игр, разговоров, интересов. Именно в игре у ребенка возникают новые отношения с социальной средой, новый тип знаний и способы их получения;  с игрой связаны главнейшие изменения в психике ребенка, она способствует проявлению важнейших новообразований.

   Разнообразные по содержанию игры вводят ребенка в круг реальных жизненных явлений, обеспечивают непреднамеренное освоение социального опыта взрослых.

   Социокультурное назначение игры заключается в усвоении ребенком богатства культуры, потенций воспитания и развития его как личности, позволяющей ему функционировать в качестве полноправного члена детского или взрослого коллектива.

         В современном  ДОУ право ребенка на игру декларативно признается, но не обеспечивается в полной мере.

В детских садах наблюдается «вытеснение» игры учебными занятиями, кружковой работой. Деятельность детей в течение дня жестко регламентируется, а значит, времени и свободного пространства  для игры практически не остается.

   Кроме того, организация детских игр зачастую несет на себе отпечаток излишнего дидактизма и осуществляется по аналогии с проведением учебных занятий в строго регламентированной предметно-игровой среде.

         Игра по своей природе – свободная деятельность, а ее развивающий эффект становится максимальным, когда она является самостоятельной  детской деятельностью.

В связи с этим перед педагогами с особой остротой встают вопросы: как создать условия  для развития игровой активности дошкольников? Как поддержать игру, а не управлять действиями детей?

Традиционное руководство сюжетно-ролевой игрой фокусировало внимание педагогов на дидактическом содержании детской игры, а не на ее специфических функциях, основная из которых – развитие творчества и воображения детей.

         На данный момент имеет место  другой подход к данной проблеме, авторами которого являются Н.А. Короткова и Н.Я. Михайленко.

         Влияние взрослого на игру рассматривается ими не с традиционной для отечественной педагогики точки зрения – достаточно дать  детям содержание игры и они будут играть, а предлагают методики передачи способов игровой деятельности, делающих для ребенка возможным реализацию любых привлекающих его содержаний.

Ввиду того, что процесс игровой деятельности проходит стихийно, без сознательно поставленных педагогических целей, он производит впечатление спонтанного.

Однако в современных условиях межпоколенная преемственность передачи игровых навыков нарушена вследствие ряда причин  социально-экономического характера.

         Поэтому необходимо, по верному утверждению авторов, игровое взаимодействие педагога и детей, где взрослый будет участвовать на правах партнера, заменяя недостающих старших товарищей, и выступать в качестве носителя способов игры, нужных для дальнейшего ее развития как культурной деятельности.

         Взрослый, играя вместе с детьми на протяжении всего дошкольного периода, должен на каждом из его этапов  развертывать процесс таким образом, чтобы ребенок «открывал» и усваивал специфические,  постепенно усложняющиеся  способы построения того или иного вида игры:

         -   предметно-игровые действия, с помощью которых дети имитируют реальное предметное действие, использую соответствующие предметы, игрушки (ранний возраст);

         -   ролевое поведение, с помощью которого ребенок имитирует характерные для персонажа действия, используя речь, предметы (младший дошкольный возраст);

         -   сюжетосложение, с помощью которого ребенок выстраивает отдельные элементы сюжета в целостное событие (старший дошкольный возраст).

         Данная концепция поэтапного формирования игры как специфической культурной деятельности ребенка на сегодня приоритетна в свете основных идей ФГТ.


подготовила воспитатель Федечкина С.В.
Просмотров: 2460 | Добавил: Natali1979 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Июль 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • //algteremok12.ucoz.ru
    Сделать бесплатный сайт с uCoz